Вход: 

Пароль:








 
Поиск:
 

Свойства Комментарии(2) Версия для печати Версия для MS Word XML


Дьявол, или Сатана
Дьявол (от греч. diabolos, перевод евр. термина «Сатана») – главный символ трансцендентного высшего зла. Именуется также лукавым, нечестивым и т. п., у мусульман – шайтаном и Иблисом. Первоначально под дьяволом иудеи понимали ангелоподобное существо, в чьи обязанности входило удостовериться в верности людей Богу посредством их искушения. Затем, в период вавилонского пленения, под персидским дуалистическим влиянием дьявол из слуги трансформировался в противостоятеля Богу.
Дьявол идентифицируется с демоном.
Изначально дьявол носил личину ангела и даже являлся предводителем небесного воинства, но утратил Божественную чистоту, впав в грех гордыни. Он отказался поклониться сотворенному человеку, за что подвергся изгнанию из рая. При падении он и его сторонники обретают хвосты, когти и другие демонические черты. Его небесное имя было Люцифер, или Денница, что подразумевало светлую субстанцию. Но визуальный, аполлонический свет не есть сияние внутренней святости. После отчуждения от Творца ему было присвоено имя Сатана, т. е. враг, противостоятель. Планетарным воплощением Люцифера считалась Венера, символизирующая плотскую любовь и красоту форм, противостоящая красоте и любви христианской духовности. Знак Люцифера – пятиконечная звезда, ибо она содержала намек на двойственную природу «падшего ангела». При правильном изображении пентаграмма есть схематическая проекция человеческого тела, обозначающая его душу: считалось, что души людей после смерти превращаются в звезды. Звезда, конусом направленная вниз, – это «морда Люцифера», в которой можно усмотреть атрибуты существа из преисподней. Нумерологическое воплощение Сатаны – число 364. Во-первых, суммарное сложение цифр дьявольского числа равняется 13. Во-вторых, 364 есть календарный год без одного дня, что указывает на отсутствие гармонии в дьявольском мире. Над одним днем в году,а именно над христианской Пасхой, Сатана не властен.


В рамках проблемы теодицеи в средневековом богословии имела место дискуссия определения исторической миссии дьявола. Одни теологи считали Сатану онтологическим врагом Бога, что служило основанием для обвинения их в манихейском, т. е. дуалистическом, уклоне. Другие именовали дьявола слугой Господа, предназначенного соблазнить нестойких в вере и выступить их обвинителем в дни Страшного Суда, что вызывало упрек в интерпретации Бога как первоисточника генезиса зла. Некоторые секты, например езиды, считали дьявола более могущественным, нежели Демиурга.
На престол Люцифера был возведен архангел Михаил, бывший до того четвертым в ангельской иерархии и первым из ангелов выступивший против Сатаны. Во время пришествия Христа Михаил победил дьявола, заковав его в оковы на тысячу лет. В апокрифических сочинениях, сообщавших о сошествии Христа в ад, дьявол изображался закованным в оковы и распоряжавшимся всем происходящим вокруг.


Внешний облик дьявола, вобравший в себя черты парнокопытного Пана, был нормативно установлен Толедским собором 447. Но дьявол обладал силой менять обличья. В Малороссии XVIII в. его изображали в немецком фраке. Наиболее опасной формой проявления была внешность дьявола в качестве ангела, наводящего ужас, – «полуденный дьявол». Именно его испугалась Дева Мария во время Благовещения. В композиции с дьяволом не могли быть помещены священные христианские символы голубя и ягненка. Его появление сопровождали шум бранящейся толпы, голоса плачущих младенцев, рев быков, львиное рычание, звуки движущейся армии. Дьявол являлся людям не обычным способом, не отпирая закрытых дверей и окон – он распространял зловония, причиняющие обычному человеку страдания: среди них различался запах серы.
Обычно под дьяволом понимался верховный предводитель сил зла, тогда как демонами считались падшие ангелы более низшего порядка. Ряд легенд приписывает дьяволу плотскую связь с Евой и зачатие от нее Каина. Все зло, творящееся в мире, происходит при прямом или косвенном содействии дьявола.
В романтическом направлении культуры восставший против Бога дьявол иногда интерпретировался как символ героя-бунтаря, например, у Дж. Мильтона.
Источ.: Шульгин М. О дьяволе и чудесах. М., 1960; Багдасарян В. Э. Демонологическая парадигма христианской конспирологии Армагеддон. 1999. № 3; Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996; Канторович Я. Средневековые процессы, о ведьмах. М., 1990; Орлов М. А. История сношений человека с Дьяволом. СПб., 1904; Демонология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.). М., 1995; Горфункель А. Х. «Молот ведьм» – средневековье или Возрождение? Культура Возрождения и общество. М., 1986; Трахтенберг Дж. Дьявол и евреи. Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. М.; Иерусалим, 1998.
[В. Телицын «Символы, знаки, эмблемы»]


Дьявол, Аркан Таро – пятнадцатая карта, говорящая о том, что зло является составной частью как сущности человека, так и бытия. Другие названия – Фатум, Рок, Владыка ночи, Шабаш. Карта символизирует жажду обогащения, стремление к материальному или чисто физическому благополучию. Подразумевает усилия с целью достижения материального успеха и преходящей славы. Карта также говорит о пребывании человека в плену сладострастия и эротизма. Оценивается как предзнаменование принятия важных решений, судьбоносного выбора.
Выпадение перевернутой карты символизировало злоупотребление силой, концентрацию исключительно на достижении материальных благ. При соединении ее с хорошими картами предвещала любовные связи, выгодные деловые предложения.
На карте изображался сидящий на кубическом камне Барфомет. К камню прикованы два сатира разного пола, символизируя животную сторону человеческой природы. За спиной демона крылья летучей мыши, что указывает на его принадлежность к ночи или к миру ночи. Факел в руках дьявола есть ложный свет, ведущий непросвещенные души к собственному разрушению.
В псевдоегипетском Таро изображался Тифон, держащий в руках огонь раздора. Его образ конструировался из черт борова, человека, летучей мыши, крокодила и гиппопотама. Тифон создан неправедной деятельностью самого человека.
Источ.: Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Николаева Р. Таро: прогноз судьбы и... психологическая помощь // Наука и религия. 1991. № 12.
[В. Телицын «Символы, знаки, эмблемы»]


Ссылающиеся страницы: АнгелХранитель, Змий, Ляд, Экзорцизм